Астрология и современная наука

Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, так нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.

Кроме теоретических аргументов, учёные в своей критике часто ссылаются и на результаты различных статистических исследований достоверности астрологии. Наиболее известными в этой области являются работы Мишеля Гоклена, давшие неоднозначные результаты. Смысл работ состоит в том, что на основании большого списка гороскопов «знаменитых людей» по профессиям сравнивались гороскопные данные. Работы Гоклена показали отсутствие корреляции между характером и видом деятельности человека, с одной стороны, и астрологическими параметрами — знаком зодиака и положением планет в момент рождения, с другой[5]. При этом одновременно была обнаружены некоторые статистические закономерности, которые однако были сочтены не настолько явными, чтобы как-то подтвердить астрологические утверждения (см. эффект Марса). Статистические отклонения были не очень велики, и их корректность может оспариваться. Помимо того, критерий значимости выборки считается критиками достаточно произвольным, отчего результаты Гоклена считают непоказательными.

Критику астропсихологии современная наука часто подкрепляет ссылкой на эксперимент Форера (см. Эффект Барнума). В 1948 году психолог Бертрам Форер (Bertram R. Forer) провёл психологический эксперимент: раздал своим студентам тест личности, чтобы по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Однако вместо настоящего анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале: насколько описание их личности соответствует действительности. Средняя оценка оказалась равной 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён множество раз с тем же результатом[6]. Этим эффектом учёные объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и различных псевдонаук.

 

Hosted by uCoz