Традиции гороскопической астрологии
Нельзя однозначно определить исторический момент, в который возникла астрология. Однако различные археологические находки, среди которых наиболее значительным является открытый в 1847 г. в Ниневии свод глиняных табличек из дворцовой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669—626 гг. до н. э.), свидетельствуют, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным астрономическим явлениям (кометы, солнечные и лунные затмения и т. п.) придавалось астрологическое, предсказательное значение. Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.
Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V—IV вв. до н. э. Именно к этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было обусловлено введением к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и процветанием традиции религиозных календарей-месяцесловов, приписывавших каждому дню году определённые обряды и благополучие или неблагополучие [2].
Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.
После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы догреческой астрологии попали в Индию гораздо раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).
Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).
Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся многими деталями, традиции гороскопической астрологии:
Западная система астрологии;
Система ведической (индийской) астрологии.
Впоследствии к корпусу астрологии из-за внешнего сходства были отнесены некоторые календарные системы, но строго говоря, не являющиеся традициями гороскопической астрологии. К подобным календарным системам относятся:
Китайская астрология;
Календарь майя (астрология майя);
Астрология друидов.