Пермский оракул

Ножницы
или спички могут защитить грудного ребенка от сглаза. Детишек побольше
матери защищают от злого наговора, посыпая макушки солью.

У охотников коми нередко можно увидеть на ремне маленький второй нож,
который они носят исключительно для "магической самозащиты". Да и обычный
нож может послужить при нужде хорошим "оберегом". Щучий зуб тоже прекрасно
сгодится для обороны.

Главными же амулетами пермского человека являются нательный крест
("perna") и личный пояс. Значение последнего велико и для обыкновенных
людей, и для "знающих". Убить пермского колдуна можно, только если разрубить
его пояс, иначе он останется неуязвим.

Так, например, по легенде сысольский колдун Шыпича был захвачен
врасплох у себя дома приезжими новгородцами, которые его ненавидели и
боялись. В результате коварного предательства слуг Шыпича потерял свою
магическую силу, и новгородцы стали мучить его и рубить саблями. Тун
испытывал страшные мучения, но умереть никак не мог. В конце концов он сам
попросил своих врагов разрубить на нем пояс. Только после этого новгородцы
сумели убить пермского мага.
"Кабала"

"Кабалой" коми-пермяки называют документ для заочного общения с духами.
Это письмо-просьба, которое поручают написать местному колдуну. Пишется
"кабала" в том случае, когда виновником какой-либо крупной неприятности
признается vцrsa. Такой неприятностью может быть пропажа лошади или
"насланная болезнь".

Этот документ является неплохим образцом мистической дипломатии.
Духа-адресата уважительно величают по имени-отчеству (например, "Митрофан
Митрофанович"), мягко укоряют, просят вернуть скотину хозяевам или отозвать
болезнь. В награду лешему обещают разнообразные угощения.

Обычно "кабала" рисуется углем на куске бересты, и обязательно в двух
экземплярах. Копию потерпевший должен сжечь в печке, а оригинал колдун
уносит к тому месту, где произошла беда. Там берестяное письмо вешается на
сук дерева, или же его наотмашь забрасывают в кусты. Здесь же обычно
оставляют "аванс" -- табак и печеный картофель.

Интересно, что буквы на "кабале" требуется писать в зеркальном
отражении. Дело в том, что по пермским представлениям мир духов зеркально
отражает наш собственный.
Как обмануть болезнь

Нередко злые духи болезней оказываются сильнее заговоров. Если
заболевал ребенок, его родители могли прибегнуть к магическому обряду "kaga
vuzalem" -- в буквальном переводе "продажа ребенка".

Мать и отец выносили больного ребенка на улицу и продавали первому
встречному за несколько медяков. Затем покупатель возвращал ребенка через
открытое окно. Считается, что обряд "кага вузалoм" может сбить с толку
злонамеренных духов, которые могут не сообразить, что ребенок тот же самый.

Наверное, коми могли бы сделать большой вклад в науку "психология
духов", если бы таковая существовала.

Автор кнги: Сергей Тетерин

 

Hosted by uCoz