Пермский оракул

Считается, что клопы не могут снести такое оскорбление и
немедленно должны покинуть дом.

Смех и веселье не возбраняются во время похорон и поминок. После
обязательных причитаний на кладбище пермяки возвращаются домой и приглашают
на пир душу умершего -- попить-поесть, поиграть и повеселиться вместе с
живыми. Смех носит демонстративный характер. Если родственники будут
чрезмерно скорбеть по усопшему, его душа будет страдать вместе с ними и не
скоро покинет родной дом.

Вообще любое заметное проявление эмоций, аффект рассматривается как
привлечение к себе внимания с той стороны. Спокойствие и подчеркнутая
индифферентность служат как бы бытовой "защитной маской". Ведь духи могут
проникнуть в человека даже в тот момент, когда он сильно чихает.
Вихрь-похититель

Коми называют его "љuvgej". Это загадочное злое начало, которое
появляется в нашем мире в виде быстрого ветра или вихря. Демонический ветер
внешне ничем не отличается от обыкновенного, но может похищать людей.

Разным людям "шувгей" представляется по-разному. Чтобы заманить
ребенка, вихрь показывается ему как хоровод веселящихся детей. Если ребенок
хотя бы протянет к ним руку, вихрь унесет его с собой. "Шувгей" может также
принять облик умершего родственника или старого знакомого. А одиноким
молодым мужчинам вихрь-бес показывается в образе соблазнительной девушки,
зовущей к себе.

Похищенный "шувгеем" человек становится невидим для окружающих, и они
теряют его их виду. Вихрь носит свою жертву по всему свету, а потом
оставляет недалеко от того места, где он его "захватил". Отпущенный вихрем
человек обычно заболевает эпилепсией, теряет разум или в лучшем случае
отделывается заиканием.

Увидеть невидимых существ, которые иногда передвигаются внутри вихря,
можно и обыкновенному человеку -- с помощью особого "предмета силы".
Например, сквозь маленький камешек с естественным сквозным отверстием.
Текст о сотворении мира

В 1923 году русские ученые обнаружили рукопись на коми-зырянском языке,
в которой излагалась история сотворения мира:
По беспредельному первозданному морю-океану плавала утка "чoж",
носившая в себе яйца жизнезарождения. Она долго искала места, где бы ей
высидеть своих птенцов, но так и не нашла себе пристанища. Четыре яйца,
снесенные ею, были поглощены пучиной морской, только два последних яйца она
сумела спасти. Высиженные под крылом матери, из двух яиц вылупились два
птенца, два утенка: Ен и Омoль. Это были два брата, два противоположных
начала: жизни и смерти, добра и зла, правды и неправды, дня и ночи. До
возраста мать носила их на своей спине, потом попросила своих утят достать
из пучины морской выроненные яйца и разбить их на ее теле. После этого сама
взметнулась ввысь, с разбегу ударилась о воду и убилась.

Автор кнги: Сергей Тетерин

 

Hosted by uCoz