Власть кармы
В это время бессмертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства, но последние могут долго оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный толчок – иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера, – чтобы разорвать кору и освободить душу.
Агни-йога (Живая Этика)
Елена и Николай Рерихи высоко ценили подвижническую жизнь и книги своей соотечественницы Елены Блаватской. Продолжением Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха стало создание Гималайского института научных исследований. В 1929 году он получил название «Урусвати» в честь Елены Рерих, через которую Великие Учителя передавали учение Живой Этики. Согласно воспринятому ею знанию, карма – это условия, удерживающие человека на Земле. Пока существует карма жизни – человек живет; изжита карма – человек умирает, но карма снова втягивает его из тонкого мира в новое рождение. При неразвитом сознании карма примитивна, а по мере развития она усложняется. Кармы не будет, когда человек пройдет путь эволюции и разовьет сознание настолько, что его действия не будут порождать следствий.
Доставляя страдания, человек становится кармически зависимым от людей – так появляются кармические долги, по которым нужно платить. В Агни-йоге говорится: «Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул: «Благодарение! Очевидно, могу заплатить древние долги!» Император, прозванный Золотым, ужаснулся: «Роскошь преследует меня, когда же смогу заплатить долги мои?» Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате долгов своих. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженностей. Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатой!» Ведь платя и получая старые долги, человек все время делает новые.
От кармы нельзя убежать или обмануть ее, а совершающие такие действия платят большими страданиями: «Некоторые люди пытаются обмануть карму. Не говорю о тех, кто о карме вообще не слышал. Но даже знающий о карме пытается обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и начинает воображать, что преступление его было маловажным или оправдано по каким-то высшим законам. Потом он настолько костенеет, что начинает глумиться над кармой, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит удар. И человек обвиняет карму в том, что она подстерегала лучшее состояние, чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могли существовать многие причины, обусловившие час действия кармы».
Согласно Агни-йоге, карма есть болезнь прошлого, а исцеление от нее – в будущем. Желающий освободиться от прошлого должен устремиться в будущее. Устремление всем существом охраняет от падений. Карма распространяется на все действия, на все миры. Она может ускориться и удлиниться, облегчиться и усугубиться. Усугубление кармы отражается не только на следующей жизни, но и на пребывании в развоплощенном состоянии. Однако силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму. Они лишь наблюдают за действиями человеческими, давая направление. Вестники появляются, предупреждения посылаются, пути указываются, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человека. Именно самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме. Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Закон свободной воли не позволяет им указывать то, что кажется неясным.
Елена Рерих пишет от имени Владык Кармы: «Часто нас спрашивают, почему мы не торопимся уничтожить вредное существо. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено, и неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от негодного до достойного. Разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельное справедливое уничтожение может повлечь массовый вред.