Власть кармы
А потому «настал час указать, что величайший Бог – это Бог справедливого воздаяния, но не произвола в милосердии». Теософская наука точно установила, что Великие Учителя человечества, в числе которых она особенно ценит Иисуса Христа, считали безнравственной проповедь покаяния, и даже Евангелие не проповедовало ничего, кроме кармы.
Рерихи не вместили новизны христианства – и поэтому обвинили его в отсталости. Однако не теософия, а Евангелие обладает подлинной новизной. Кармические идеи были известны до Христа и повергали в ужас еще античный мир. Вспомним Софокла: «Ты спрашиваешь меня, к какому богу я сойду? К никогда не знавшему ни снисхождения, ни милости, но постоянно облеченному в строгую справедливость». Но даже не в этом самая темная тайна теософской кармы. От вести о бессилии Бога в прощении и от уверения в том, что никакое покаяние не способно ни на йоту изменить жизнь человека и его карму, надо все-таки придти к выводу, что карма не безлика. Живым олицетворением кармы являются Дхиан-коганы – эти Высокие Существа выбирают для каждой развивающейся души соответствующие условия и место рождения. Где не сможет помочь Бог, там смогут по своему выбору помогать тебе космические духи.
Имя главного космического друга человечества хорошо известно: «Люцифер есть божественный и земной свет – Святой Дух и Сатана. Он и есть Карма Человечества». Блаватская отождествляет Люцифера с Астральным Светом. Причины не сами собой прелагаются в следствия, но между одной и другой жизнью есть посредник – Люцифер. «Астральный Свет есть всемирная причина в своем непроявленном единстве и бесконечности. По отношению к человечеству он становится просто следствиями причин, порожденными людьми в течение их греховных жизней. Само человечество определяет действие и реакцию в великом магическом посреднике». Значит, будущая жизнь человека зависит от реакции Люцифера на его нынешнюю жизнь. А эта реакция известна заранее: он не умеет прощать, и он чужд таким антропоморфическим порывам, как любовь.
«Миссионеры» с Востока на Запад
Свами Вивекананда
Совет Елены Рерих читать книги Свами Вивекананды был одной из попыток духовного сотрудничества в распространении древних знаний, новых для западного сознания. В 1893 году Вивекананда произнес свою первую речь перед американской публикой в Чикаго, ставшую началом его блистательного проповедничества индийской культуры на Западе. Он выдвигает карма-йогу как наиболее подходящую для своей эпохи, хотя и глубоко переосмысливает само понятие кармы. Выступая против фаталистической трактовки кармы, Вивекананда настаивает на законе связи настоящего не столько с прошлым, сколько с будущим. Карма – это то, что предполагает способность и силу преобразовать сложившееся. Сама Земля называется «сферой кармы», ибо только здесь человек получает возможность творить свою карму. Подчеркивание значимости человеческих проектов (не только личных, но и общественных) – самая характерная черта понимания кармы в неоведантизме.
В карма-йоге Вивекананды достаточно рассматривать карму просто как работу: Если мы беспристрастно изучим самих себя, то окажется, что все это было высечено из нас самих соответственными ударами. В результате и получается то, что мы из себя представляем. Все эти удары, взятые вместе, называются кармой – трудом, действием. Каждый умственный и физически удар, наносимый душе, которым обнаруживается ее сила и значение, есть карма в самом широком значении этого слова. Мы все время создаем карму: один говорит – это карма; другой слушает – это карма. Все, что мы совершаем умом или телом, есть карма, и она оставляет на нас свои следы. Некоторые вещи, которые делает человек, имеют значение только в сумме. Все действия, которые мы видим в мире, все движения в человеческом обществе, все роды деятельности вокруг нас – это просто результат мысли, проявление воли человека. Воля эта имеет свой источник в характере, а характер создается кармой. Какова карма, таково и проявление воли.
Вивекананда не подстраивается под западное мировоззрение.