Власть кармы
Можете обратиться к теории многих рождений: душа вечна, и вы родитесь снова. Можете считать, что умирает только тело, а что такое тело? Лишь кости и плоть, кровь и нечистота; ничего в нем хорошего, грязный мешок, пусть оно умирает, но ваша чистая душа пробудет вечно, – создан буфер. Эти буферы не позволяют вам увидеть, какова реальность – это способ утешить себя. На Востоке рационализация очень древняя: если тебе плохо, значит, ты дурно поступил в прошлом, в прошлых жизнях. Что-то было дурно в твоем прошлом, ты создал плохую карму, отсюда твои несчастья. Теперь все объяснено, и можно страдать спокойно. На Востоке это объяснение помогает оставаться в бедности и нищете. Надо принять прошлое и опасаться будущего – вот и все. Но даже в несчастье Восток кажется счастливее Запада, ведь у него есть сильный буфер для защиты себя.
Был, говорят, один отличный портной. Его уличили в воровстве и посадили в тюрьму на два года. Мэр города решил навестить его, это был лучший портной, и весь город оплакивал его отсутствие. Зайдя в камеру, мэр увидел, что он шьет, – старая привычка, а что собственно еще делать? «Я смотрю, ты шьешь?» – «Нет, сударь, распарываю». Вся философия кармы в том, что вы теперь распарываете то, что сшили раньше. Вы породили причину, и вот – естественное следствие. Утешает… Так что все к вам справедливо, общество к вам справедливо, – это просто ваша карма, что поделаешь. Надо пройти через нее и надо остаться уравновешенным, держать баланс и больше так не делать, иначе в следующих жизнях будет то же самое. Это единственное, что можно сделать! Нельзя изменить прошлое, но можно изменить будущее… прекрасное утешение.
Агхори Вималананда
Агхора учит фокусировать и многократно усиливать свое стремление к реальности, чтобы выйти за пределы того, что волнует и отравляет жизнь. Американец Роберт Свобода изучал в конце XX века традиционную индийскую медицину (аюрведу) и встретился с агхори Вималанандой, который помог ему сориентироваться в духовной реальности, проявляя при этом к организованным формам религии самый незначительный интерес. Агхори, готовые на все, чтобы встать лицом к лицу с реальностью, не полагаясь ни на какие утешительные учения и догматы, стараются поступать всегда именно так, как нужно поступать в данном месте и в данный конкретный момент. Они с любовью принимают все, что встречается им на пути, уготованное их собственной кармой.
Искушение упростить закон кармы возникает из столкновения извечного человеческого стремления охватить умом взаимосвязь причины и следствия с крайним нежеланием самой кармы разглашать людям свои секреты. Простой закон причинности имеет дело с таким огромным количеством разветвлений последствий всякого волевого акта, что нет никакой возможности дать полное описание кармических связей даже одного живого существа. Если же мы хотим вникнуть в хитросплетение карм всех живых существ, нам никак не обойтись без помощи обобщений, даваемых теоретическими моделями. Поэтому сложилось много взаимодополняющих теорий причинности, но полноценная модель кармы должна представлять собой единую систему, приложимую ко всем мыслимым формам существования.
Признавая закон кармы глубинной и невообразимо запутанной аксиомой реальности, Вималананда считал, что «всегда лучше жить с реальностью, – иначе она сама неизбежно явится к вам и начнет жить с вами». В каждый момент жизни вы пожинаете ту долю кармического урожая, которая уже созрела. Совершая ответные действия, вы сеете семена дальнейших реакций, а чем сильнее человек отождествляет себя со своей кармой, тем очевиднее события отражают ее диктат. Вималананда никогда не смешивал философию и реальность и редко применял силу по отношению к миру. Но каждое его действие было хорошо продуманным поводом, чтобы поставить себя в такую позицию, в которой он мог бы расквитаться с тем или иным кармическим долгом. Современный Бомбейский ипподром стал для него метафорой игры нашей жизни, где предназначение и удача побеждают или проигрывают на острие финишной черты.