Власть кармы

После создания ашрама в Пондичери он вел затворническое существование с 1910 года вплоть до своего ухода в 1950 году. В это время им была создана интегральная йога, в которой были синтезированы известные с древности учения йоги труда, йоги знания и йоги любви. Единство этих трех путей было провозглашено еще в Бхагавадгите, поэтому и описание принципов карма-йоги приводится в соответствие с эпосом. Однако Шри Ауробиндо в истолковании философского смысла поэмы стоит на совершенно иных позициях, нежели его современник Ганди, и закономерно приходит к иным выводам.
Карма-йога, подобно другим путям, приводит к освобождению от иллюзорного мира и к уходу в область Высшего. Но и здесь мироисключающий результат неизбежен. Конец пути может в равной степени сводиться к постижению Божественного во всех событиях, во всех проявлениях активности и к свободному участию души в космическом действии. Если именно так следовать пути труда, то он приведет к возвышению всей сферы человеческой воли до божественного уровня и к оправданию усилий, направленных на достижение совершенства человеческого существа. Выбор истинного действия и управление им напрямую зависят от все более и более сознательной формы проявления, которая предоставляет себя высшей воле. Цель состоит в освобождении души от ее привязанности к материальному и к последствиям мирской активности.
Не только освобождение, но и очищение стало целью карма-йоги. Божественное работает через нашу природу и в согласии с ней. Если же она несовершенна, труд Бога также будет незавершенным, запутанным и неподходящим к внешним условиям. Когда же путь труда нарушается ошибками, ложью или духовной слабостью, воля Бога продолжает исполняться, но уже не в соответствии с силой и чистотой своего источника. Если бы нашей целью было только освобождение души внутри нас и неподвижное существование в качестве свидетеля всего происходящего, тогда несовершенство в действии не имело бы такого значения. Но в интегральной йоге это лишь один шаг на пути, а не окончательное достижение. Для нас божественное должно существовать не только в неподвижности духа, но и в движении природы. Поэтому мы должны чувствовать присутствие и силу Бога в каждом своем решении и приведении его в исполнение.
Справедливость для Шри Ауробиндо – нечто совершенно иное, нежели то, чем считает ее большинство людей. Она существует только в том смысле, что добродетельные люди движутся к божественному состоянию, а порочные приближаются к демоническому. Однако к карме как справедливости, действующей сама по себе, Шри Ауробиндо относился весьма скептично. Однажды вечером он беседовал на эту тему с учениками.
Ученик: Согласно джайнизму, закон кармы неумолим. Даже просветленные не могут избегнуть его; им воздается в соответствии со строгой математической зависимостью.
Шри Ауробиндо: Это – великая вещь, но она слишком чудесна и строга для того, чтобы быть истинной. Скажем, поддержание скверного здоровья сына, прожившего недолгую жизнь, стоило отцу очень недешево. Говорят, что в прошлой жизни отец задолжал сыну, а тот посредством болезни заставил отца выплатить долг сполна, после чего умер. (Смех.)
Ученик: Существует неотвратимая карма, и она словно узел, который невозможно развязать – узел на сожженной шелковой ниточке.
Шри Ауробиндо (глядя на свою недавно сломанную ногу): Может быть, это она и привела к случившемуся.
Ученик: Незаслуженное страдание физического сознания в случае с Вами представляется непостижимым.
Шри Ауробиндо: Откуда вам известно, что оно незаслуженно! Возможно, оно было явлено для того, чтобы подарить мне знание острой боли. Обычные боли я уже мог превращать в блаженство, но подобного опыта у меня еще не было. Значение этого события нам откроется позже. Разумеется, я воспринимаю его как нечто, имеющее отношение к битве.
Ученик: Когда же вы излечитесь?
Шри Ауробиндо: Не задавайте мне таких вопросов. Этого я знать не могу, ибо если я что-то отвечу вам, то враждебные силы сразу ринутся, чтобы помешать этому.

Автор книги: Мария Николаева

 

Hosted by uCoz