Власть кармы
Понимание динамической структуры опыта и последствий поступков ведет к осознанию того, что каждое переживание, каким бы оно ни было, предоставляет благоприятную возможность для духовной практики. Практика сновидений также дает нам метод, позволяющий во снах сжигать семена грядущей кармы. Сохраняя присутствие в сновидениях, мы предоставляем кармическим семенам самоосвобождаться по мере возникновения, так что впредь они больше не будут проявляться в жизни как неблагоприятные состояния.
Очищение омрачений. Как и наяву, это может происходить, только когда мы сумеем пребывать в недвойственной осознанности ясного света ума. Если для нас это недоступно, мы можем хотя бы развивать склонности для того, чтобы даже в сновидениях выбирать благое с духовной точки зрения поведение, пока не сумеем полностью преодолеть предпочтения и двойственность. Когда мы очистим омрачения, то не останется скрытых кармических влияний, которые придают цвет и форму свету нашего сознания. Поскольку кармические следы – это корни сновидений, после того, как они полностью исчерпаны, остается только чистый свет осознанности: нет ни сновидения, ни того, кто его видит, – только сияющая изначальная природа, которая и является абсолютной реальностью. Вот почему просветление кладет конец сновидениям, и его называют пробуждением.
Тибетский лама в Бурятии
Доктор буддийской философии Геше Джампа Тинлэй хорошо известен в Бурятии. Он родился в 1962 году в семье тибетских эмигрантов в Индии и был направлен в 1993 году в качестве официального духовного представителя Далай-ламы в России, СНГ и Монголии для содействия делу возрождения буддизма. Выбор «оракула» оказался не случаен: Далай-лама провел специальное гадание, и подтвердилось, что молодой философ кармически связан с Россией предыдущими перерождениями. Поэтому он с особым вдохновением выполняет ответственную миссию, а его лекции отмечены не только печатью мудрости, но и чувством любви и сострадания ко всем слушателям. Полученное им в индийском университете светское образование позволяет ему хорошо разбираться в кармических проблемах современной жизни.
Четыре фактора определяют степень тяжести допущенного плохого деяния. Первый – это фактор безошибочного объекта. Если человек по ошибке убил не того, кого хотел, то в этом случае отсутствует первый фактор, и это смягчает тяжесть содеянного. Если же человек убил именно того, кого и намеревался, то первый фактор присутствует. Второй фактор – это мотивация деяния; третий – само деяние; четвертый – заключение по поводу содеянного. Например, вы убиваете комара: вы ясно видите, что это комар (объект), злитесь на него из-за укуса (мотивация), хлопаете по нему (деяние) и радуетесь, что попали (заключение). Итак, налицо все четыре фактора убийства, и деяние ваше становится наиболее тяжелым. В случае присутствия только трех факторов карма остается неопределенной, а при отсутствии нескольких факторов уже неясно, испытает ли виновный последствия своего плохого деяния.
Четыре характеристики кармы. Во-первых, карма определенна и явна. Если вы не будете очищать карму, то она обязательно рано или поздно проявится и результат ее будет очевидным. Во-вторых, вы никогда не встретитесь с результатом той кармы, которую сами себе не создали. В-третьих, какую бы карму вы себе ни создали, она никогда не будет потеряна. В-четвертых, если карма проявляется, то в умноженном виде. Если вы хорошо знаете карму и являетесь хорошим «земледельцем» своей кармы, то жизнь за жизнью вы будете иметь хороший «урожай».
Выброс кармы и дополнительная карма. Поскольку карма – это связь причин и следствий на тонком уровне бытия человека, то в каждый момент жизни проявляется не вся накопленная карма. Точно так же в момент смерти происходит выброс кармы, как бы проявляется квант кармы, именно он и определяет качество перерождения. Если происходит хороший выброс кармы, то мы рождаемся в качестве человеческого существа. Но существует также в механизме кармы и сила противодействия выбросу кармы, это так называемая дополнительная карма.