Власть кармы
Средство уничтожения нужно употреблять очень осторожно».
Учение Живой Этики не только объясняет основы жизни, но дает практические советы, как изменить свою жизнь, привести ее в гармонию с эволюцией. Рерихи видели смысл своих трудов в том, чтобы научить человечество жить в современном мире. Агни-йога пытается донести мысль о подверженности карме всех, кто не сознает ее действия и не признает ее закона, предостерегая от подобных страданий «несведущий» западный мир. Человек предстает как хозяин своей кармы, текущей и будущей жизни, сознания и духовности.
Христианская «оппозиция»
В постсоветский период в России диакон Андрей Кураев предложил рассмотреть, как доктрина кармы в целом соотносится с евангельской проповедью, и к каким выводам приводит теософов попытка переиначить христианство «под карму».
Евангелие возвещает людям прощение. Прощение – это не перемена отношения Бога к человеку, а освобождение от греха, так что прошлое человека уже не определяет его будущее автоматически. Если я откажусь отождествлять себя с тем дурным, что было в моей жизни, Бог готов меня принять таким, каким я стану в результате покаянного преображения, и не поминать былого. Покаяние есть волевое отталкивание от прошлых влечений и движение души к потерянному Богу, способное мгновенно создать нового человека. Своим антонимом оно имеет отчаяние, впадая в которое человек не может стать другим. Отчаяние учит видеть в Боге голую справедливость. Если я нарушил закон – от воздаяния не уйти, и мысль о Боге становится предметом ужаса.
Христиане верят в перемену душ, только она должна произойти в рамках одной земной жизни. Покаяние дает новую жизнь, но для этого человек должен быть свободен от своего прошлого. Чтобы настоящее не было производной от прошлого, должно существовать нечто надвременное, называемое личностью. Чтобы изменять будущее, человек должен быть свободен не только от внешне материальных причин, но и от мира психической причинности, которую он носит в себе самом. Различение природы и личности помогает обосновать независимость человека от внутреннего детерминизма. Человек существует как личностная инаковость по отношению к природе – и потому личность через свое произволение может сублимировать природные стремления.
Ни одно из этих условий свободы человека не соблюдено в теософии. В ней не проведена грань между человеком и миром материи, и человек не свободен от прошлого. В результате получается исповедание веры рерихианства: «Воздаяние людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и сам Бог, которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий чувствами. Человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Христианин может каяться в грехах каждый день, но он не изменит своей судьбы. Ибо судьба человека складывается его делами, за которые закон кармы приведет соответствующие результаты, нисколько не зависящие от покаяния».
При отвержении Личного и Живого Бога, каяться действительно бесполезно. Живая Этика налагает запрет на исповедь: самый тяжкий грех церкви заключается в том, что она веками внедряла в сознание паствы чувство безответственности, заглушая понимание божественной справедливости. Итак, вина Церкви – в замене закона «собаке собачья смерть» на проповедь милости и любви. Ибо Церковь проповедовала свободу, утверждая, что не все предрешено, и человек – хозяин своего сердца, а не космические законы кармы и справедливости. Вместо кармы Евангелие возвестило прощение. Вместо оккультной веры в предопределенный путь, Церковь утвердила свободный диалог воли Бога и воли человека.
Важнейший постулат оккультизма гласит, что Бог не смеет прощать. Даже высочайший дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречит закону кармы. В теософии божество само постепенно развивается внутри мира по общему закону кармы и не может быть свободно. Но человек свободен от мира только в том случае, если свободен от мира Бог.